В Казани с 10 по 13 августа 2014 года проходил VI Всероссийский съезд учителей
татарского языка и литературы. Хотя это мероприятие и заявлялось как всероссийское,
на нем были делегаты не только из России, но и из Бурятии, Литвы, Туркменистана
и Турции. Наша группа из Отношинской средней общеобразовательной школы Казачинского
района в составе директора Асватулина Х.К., руководителя клуба «Диалог культур»
Асватулиной М.Х. и учителя татарского языка Сабитовой Р.Ш. представляли
Красноярский край.
В ходе съезда были проведены конструктивные дискуссии, тренинги, организованные
в форме докладов и выступлений на секциях и пленарном заседании. Здесь были
озвучены проблемы в области национального образования, особенности организации
межрегиональной деятельности, определены основные тенденции в преподавании
татарского языка и литературы, а также определены первостепенные задачи в области
сохранения родного языка, культуры. Было отмечено, что проблема сохранение языка,
традиций татарского народа является актуальной не только для территорий компактного
проживания татар в Российской Федерации, но и для Республики Татарстан в целом.
На пленарном заседании были названы некоторые мероприятия для решения данной проблемы:
— При поддержке Президента РТ реализуется проект «Ана теле». В режиме Онлайн-школы
у татар есть возможность изучать свой язык, культуру, получать сведения об истории
своего народа.
— Успешно реализуется акция «Мин татарча сөйләшәм».
— Действует лагерь «Одаренность».
— Ежегодно организуются межрегиональные смены в летних лагерях с языковой практикой.
— Проведены две международные олимпиады по татарскому языку.
— 15 УМК по татарскому языку включены в Федеральный список учебников.
По мнению участников съезда, укрепление межнациональных отношений, сбалансированное
развитие национальных и государственных языков в многонациональных субъектах РФ
должны быть одной из задач национальной политики.
Все это было озвучено в ходе работы съезда, на который мы были приглашены официальным
письмом Минобрнауки РТ. Заполнили мы соответствующие документы, определелились
с секциями, где будем выступать, купили билеты и поехали на съезд.
Итак, мы в Казани!
10 августа — с 12.00 — регистрация и заселение в Гранд отель.
Были заселены 200 делегатов с территорий РФ и зарубежных стран и 400 делегатов
с Татарстана. После ужина мы посмотрели спектакль в Татарском государственном театре
кукол «Сказка».
11 августа — Пленарное заседание в Академии наук РТ.
Нас приветствовали: Председатель Госсовета РТ Мухаметшин Фарит Хайруллович,
Министр образования РТ Фаттахов Энгель Навапович, Председатель Исполкома Всемирного
конгресса татар Закиров Ринат Зиннурович.
Также выступали представители Минобрнауки, директор Института филологии
и межкультурной коммуникации КФУ, зав. кафедрой татарского языка и методики
его преподавания КФУ, руководители образовательных и общественных организаций.
В ходе докладов были озвучены проблемы и перспективы развития национального образования
в условиях реализации ФГОС, современные требования к преподаванию татарского языка.
После подведения итогов пленарного заседания — посещение образовательных учреждений
по заранее разработанным маршрутам (их было 4):
1) Гимназия № 2 и лицей-интернат № 2,
2) Гимназия № 12 и СОШ № 28,
3) СОШ № 171 с углубленным изучением отдельных предметов и детсад № 261
комбинированного вида,
4) Гимназия № 9 и Казанский педагогический колледж.
После этого мероприятия у нас была экскурсия по Казани и Казанскому Кремлю,
которая оставила неизгладимое впечатление и море эмоций. Вечером мы посетили
Татарский государственный театр драмы и комедии им. К. Тинчурина, где посмотрели
исторический спектакль «Последние легенды».
12 августа был выездной день.
Поэтому завтрак в 6.00 и на автобусах по 5 маршрутам мы отправились в Сабинский
район (глава района — брат президента Р. Миннеханова) для посещения образовательных
учреждений. У нас был маршрут № 2: Сабинская школа-интернат для одаренных детей
с углубленным изучением отдельных предметов, Килдебякская СОШ и Лесхозовская СОШ.
Нас всех поразили европейский уровень оснащения, шикарное материально-техническое
обеспечение. Обучение проводится по сингапурской системе, которая включает
в себя примерные этапы (описываю то, что видела):
континиус раунд робин (ответ на вопрос за 15 секунд, обмен мнениями за 1 минуту,
заслушивание по одному ответу с каждой группы),
финк райт раунд робин (подумать, написать, по очереди с каждой группы дать ответ,
записать в таблицу за 2 минуты), микс пэа шэа (обмен мнениями в парах
— плечо к плечу за 15 секунд),
релли робин (обмен мнениями с партнером, сидящим напротив),
рефлексия и самооценка.
После обеда в образовательных учреждениях были организованы секционные заседания
на следующих дискуссионных площадках:
1)"Традиции и инновации в преподавании татарского языка и литературы в рамках
современных требований".
2)"Инновационный подход в преподавании татарского языка и литературы".
Здесь выступала я по теме «Особенности духовно-нравственного воспитания в процессе
обучения родному языку».
3)"Проблемы и перспективы развития образовательных учреждений с татарским языком
обучения и с изучением татарского языка в субъектах РФ".
4)"Национальное образование: современное состояние и перспективы развития".
5)"Взаимодействие органов власти и национально-культурных автономий по развитию
национального образования" Асватулина М.Х. выступала по теме: Инновационные
подходы в организации диалога культур в сельской школе".
Подведение итогов съезда проходило в РДК Сабинского района. После ужина
с культурной программой мы вернулись в Казань".
13 августа — закрытие съезда, отъезд делегатов.
В 2 часа ночи мы сели на поезд Москва — Нерюнгри и поехали домой.
Встретилась здесь я с коллегами по другим мероприятиям, проводившим в разные годы.
Очень много положительных эмоций, новых знакомств и хороший опыт сохранится надолго!