В нашей школе нравственное воспитание происходит на уроках родного татарского языка,
при изучении курса «История национальной культуры» и при реализации программы
внеурочной деятельности «Сокровищница». Нравственное воспитание учеников происходит
не только в учебном процессе, но и в семье — где проживание трех поколений в одном
доме имеет огромное значение, а также в системе дополнительного образования и при
общении ребенка со своими односельчанами.
Проблемы формирования общей культуры учащихся мы решаем и на уроках и в кружковой
деятельности. В учебном плане мы выделили часы на изучение родного языка — по 1 часу
в 4−9 классах, на реализацию курса «История национальной культуры» — по 1 часу
в 5−7 классах.
Преподавание родного языка ведется с 4 по 9 классы по авторской программе,
утвержденной Министерством Образования Республики Татарстан. На уроках прививаются
нормы татарского языка как средства общения, воспитывается уважение к родному языку
и литературе, культуре и традициям своего народа, развиваются компетентности.
На VII Всероссийском конкурсе профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок»
с уроком татарского языка я стала лауреатом, победителем в номинации «За сохранение
традиций татарского народа». Летом 2010 года группа учеников нашей школы под моим
руководством участвовала в проведении дополнительного образования детей
в Республиканском детском оздоровительно-образовательном центре «Костер»
межрегиональной смены «Дуслык» с речевой практикой для детей татар.
Руководство центра отметило хорошее знание языка, чистое произношение
и воспитанность моих учеников.
Курс «История национальной культуры» для 5−7 классов ориентирован на изучение истории
народа, переселившегося в Сибирь из Поволжья, и способствует целостному восприятию
народной культуры как способа миропонимания, мировосприятия, интересного для
современного человека и важного своей глубокой жизнеутверждающей сутью.
При этом радостная, благотворно тревожащая воображение ребенка естественно-ритмичная
череда календарно-обрядовых праздников, их трепетное ожидание, которое происходит
в тщательной подготовке к ним, а затем выплескивается в эмоциональном,
эстетически-нравственном значимом соучастии, является стержнем, организующим жизнь
в классе, а для школы в целом устойчивой традицией, украшающей, облагораживающей
жизнь и старших, и младших.
Одной из ярких традиций школы является проведение традиционной Недели национальной
культуры, приуроченной к различным датам и темам, например 125-летие со дня рождения
татарского поэта Габдуллы Тукая, 65-летие со Дня Победы и другие. По случаю юбилея
Габдуллы Тукая учащиеся представили его произведения в различной форме и с использованием компьютерных программ: тематические книжки со стихами Тукая,
иллюстрации к произведениям, спектакль кукольного театра, презентации о жизни
и творчестве поэта.
Одним из любимых детьми мероприятий является игра «Поле чудес». Игра «Поле чудес»
под названием «Женское лицо войны» была посвящена татарским женщинам. Уважительное
отношение, почитание женщин является основой воспитания в татарских семьях.
Во внеурочной деятельности реализуется кружок этнокультурного направления
«Сокровищница». Важным концептуальным положением работы кружка является его
интегрированный характер, показывающий самобытность культур татарского и русского
народов и их взаимосвязь.
Одним из результатов деятельности кружка стало участие ученицы 4 класса
в муниципальном этапе краевого конкурса «Мое Красноярье — 2012» с творческой
работой «Праздник гусиного пера». Здесь был исследован и показан обряд ощипывания
гусей в татарской деревне во времена молодости наших бабушек.
В 2013 г. старшая группа учащихся с постановкой татарской народной сказки
«Золотые яблоки» стала призером муниципального конкурса «Языковой калейдоскоп».
В марте 2014 года средняя группа учащихся с защитой игрового проекта
«Игры старинные и современные» принимала участие в школьном этапе муниципального
конкурса проектных и исследовательских работ «Эврика».
Ежегодное участие учащихся и педагогов нашей школы в национальном празднике
«Сабантуй» совместно с фольклорной группой старшего поколения позволяет
нам формировать духовную культуру детей, воспитывать почтительное отношение
к старшему поколению и бережное отношение к культуре своего народа и страны.
Не зная своих национальных корней, человек не может в полном объеме познать
традиции других народов. Национальные и русская культуры тесно взаимосвязаны
— это аксиома, в этом главное богатство страны.
На материале своей народной культуры осваивается единый художественный язык
человечества, дающий способы понимания и общения между собой для людей разных
национальностей и разных исторических эпох. Особенно это нужно в наше время
для формирования в детях уважительного отношения к разным национальным формам
культуры, которые складываются в многослойную, открытую в обилии исторических
связей и влияний мировую культуру.