О нравственном воспитании учеников средней школы в селе Отношка

В нашей школе нравственное воспитание происходит на уроках родного татарского языка, при
изучении курса «История национальной культуры» и при реализации программы внеурочной
деятельности «Сокровищница». Нравственное воспитание учеников происходит не только в учебном процессе, но и в семье — где проживание трех поколений в одном доме имеет огромное
значение, а также в системе дополнительного образования и при общении ребенка со своими
односельчанами.

Проблемы формирования общей культуры учащихся мы решаем и на уроках и в кружковой
деятельности. В учебном плане мы выделили часы на изучение родного языка — по 1 часу в 4−9
классах, на реализацию курса «История национальной культуры» — по 1 часу в 5−7 классах.

Преподавание родного языка ведется с 4 по 9 классы по авторской программе, утвержденной
Министерством Образования Республики Татарстан. На уроках прививаются нормы татарского
языка как средства общения, воспитывается уважение к родному языку и литературе, культуре
и традициям своего народа, развиваются компетентности.

На VII Всероссийском конкурсе профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок» с уроком татарского языка я стала лауреатом, победителем в номинации «За сохранение традиций
татарского народа». Летом 2010 года группа учеников нашей школы под моим руководством
участвовала в проведении дополнительного образования детей в Республиканском детском
оздоровительно-образовательном центре «Костер» межрегиональной смены «Дуслык» с речевой
практикой для детей татар. Руководство центра отметило хорошее знание языка, чистое
произношение и воспитанность моих учеников.

Отн-5-2

Курс «История национальной культуры» для 5−7 классов ориентирован на изучение истории народа,
переселившегося в Сибирь из Поволжья, и способствует целостному восприятию народной культуры
как способа миропонимания, мировосприятия, интересного для современного человека и важного
своей глубокой жизнеутверждающей сутью.

При этом радостная, благотворно тревожащая воображение ребенка естественно-ритмичная череда
календарно-обрядовых праздников, их трепетное ожидание, которое происходит в тщательной
подготовке к ним, а затем выплескивается в эмоциональном, эстетически-нравственном значимом
соучастии, является стержнем, организующим жизнь в классе, а для школы в целом устойчивой
традицией, украшающей, облагораживающей жизнь и старших, и младших.

Одной из ярких традиций школы является проведение традиционной Недели национальной культуры,
приуроченной к различным датам и темам, например 125-летие со дня рождения татарского поэта
Габдуллы Тукая, 65-летие со Дня Победы и другие. По случаю юбилея Габдуллы Тукая учащиеся
представили его произведения в различной форме и с использованием компьютерных программ:
тематические книжки со стихами Тукая, иллюстрации к произведениям, спектакль кукольного
театра, презентации о жизни и творчестве поэта.

Одним из любимых детьми мероприятий является игра «Поле чудес». Игра «Поле чудес» под
названием «Женское лицо войны» была посвящена татарским женщинам. Уважительно отношение,
почитание женщин является основой воспитания в татарских семьях.

Во внеурочной деятельности реализуется кружок этнокультурного направления «Сокровищница».
Важным концептуальным положением работы кружка является его интегрированный характер,
показывающий самобытность культур татарского и русского народов и их взаимосвязь.

Одним из результатов деятельности кружка стало участие ученицы 4 класса в муниципальном этапе
краевого конкурса «Мое Красноярье — 2012» с творческой работой «Праздник гусиного пера».
Здесь был исследован и показан обряд ощипывания гусей в татарской деревне во времена
молодости наших бабушек.

В 2013 г. старшая группа учащихся с постановкой татарской народной сказки «Золотые яблоки»
стала призером муниципального конкурса «Языковой калейдоскоп». В марте 2014 года средняя
группа учащихся с защитой игрового проекта «Игры старинные и современные» принимала участие в школьном этапе муниципального конкурса проектных и исследовательских работ «Эврика».

Ежегодное участие учащихся и педагогов нашей школы в национальном празднике «Сабантуй»
совместно с фольклорной группой старшего поколения позволяет нам формировать духовную
культуру детей, воспитывать почтительное отношение к старшему поколению и бережное отношение
к культуре своего народа и страны. Не зная своих национальных корней, человек не может в полном объеме познать традиции других народов. Национальные и русская культуры тесно
взаимосвязаны — это аксиома, в этом главное богатство страны.

На материале своей народной культуры осваивается единый художественный язык человечества,
дающий способы понимания и общения между собой для людей разных национальностей и разных
исторических эпох. Особенно это нужно в наше время для формирования в детях уважительного
отношения к разным национальным формам культуры, которые складываются в многослойную,
открытую в обилии исторических связей и влияний мировую культуру.