Как знакомят детей с культурой татарского народа в Отношке

За последние годы одним из изменений в жизни МБДОУ Отношинского детского сада
являлось обращение внимания к истокам народной татарской культуры, изучению истории
села, истории семьи, составление генеалогического дерева семей воспитанников.
Изучение татарского — родного языка занимает значимое место в культуре нашего народа,
в то время, когда идет обрусение языка. Только сохранность родного языка гарантирует
сохранность национальных обычаев и обрядов.

Наш святой долг — знакомить детей с накопившимися историческими национально-культурными
ценностями, приобщать их к народному творчеству, обогащать эмоциональный рост детей.

Устное народное творчество — это золотая казна, использование которого в своей работе
дает положительные результаты: изучение народного фольклора обогащает язык детей,
их мыслительные способности, у детей воспитываются такие хорошие качества, как
человечность, доброжелательность, сострадание, честность, дисциплинированность,
гостеприимство. Знакомство с национальной культурой способствует росту у детей
творческой активности, артистизма. Народные игры, песни, сказки и пословицы мы,
воспитатели, широко используем на занятиях по развитию речи и в повседневной жизни.
Использование элементов национальных игр, музыки, театральных постановок формируют
у детей эмоциональное отношение к добру и злу, дают положительные результаты.

Наши педагоги считают себя обязанными воспитывать детей через знакомство с татарским
народным творчеством, через подготовку и проведение народных праздников, через
знакомство с жизнью и бытом татарского народа. В 1996 году в план работы Отношинского
детского сада была введена задача «Знакомство детей с национальной культурой».
Стало традицией проводить в марте каждого года «Месяц национальной культуры».
В детском саду проходил процесс возрождения и передача детям смыслов и ценностей
национальной культуры русского и татарского народов, уважения к истории страны,
гордость за Родину. Проводили экскурсии по улице села, в школьную мастерскую,
в кабинет домоводства в школе, чтобы познакомить детей с творчеством народных
мастеров. Проводили экскурсии в мечеть, к обелиску. Все увиденное закреплялось
на занятиях по изобразительной деятельности: дети рисовали резные ворота, резные
наличники, разные архитектурные строения, как дом, в котором живут, мечеть, школу,
детский сад. В детском саду развернулся мини-музей «Далёкая седая старина» — уголок
татарской избы, куда помещены деревянная и керамическая посуда, вышитые салфетки,
носовые платочки, палас, куклы в национальных одеждах, колодец и коромысла, платья,
фартуки, жилет и брюки, тюбетейки, шарфики и ленточки для волос с монетами и, даже,
косичка, которыми дети могут пользоваться по желанию.

Родители подготовили генеалогическое дерево каждой семьи. Дети познают родственные
связи (многие семьи за сто лет переплелись между собой). Эти познания помогают
укреплению дружбы в детском коллективе. «Мама, оказывается мы татары!» — говорили
дети, когда мы только начинали работу в 1996 году по знакомству с национальной
культурой. А сейчас дети старшей группы осознают свою причастность к большому
народу со своими обрядами, традициями, языком.

Дети с большим удовольствием участвовали в подготовке утренника «Туган илем
— туган жирем» (Родина — родная сторона). В июне проводился национальный
праздник «Мини-Сабантуй».

Неимение художественного слова при изучении темы «Моё село», побудило меня
к созданию песен и стихотворений. Стихотворение «Туган ягым» («Родная сторона»)
заняла 3 место в краевом конкурсе «Мой любимый край» в номинации «Лучшее
стихотворение». Сочинила слова и музыку к песням «Туган авылым» («Родное село»
про Отношку) и «Про Гамурино», заказала фонограмму песен сначала в РДК, затем
в студии «Волшебный микрофон» г. Красноярска. Для изучения рек Красноярского
края сочинила музыкальную игру «Горләвекләр» («Ручейки»). Для осеннего утренника
сочинила песню «Балалар бара бакчага» («Дети в огород идут»), «Колыбельную» песню,
чтобы мои воспитанники быстрее засыпали.

Знакомство с географическим расположением села тесно связано со знакомством с краем,
Родиной, планетой Земля и космосом. Для этого мною используются карты Казачинского
района, Красноярского края, России, глобус и макет солнечной системы, который я сделала с детьми. В работе использую мультимедийные альбомы, которые подготовила,
как наглядный материал: «Татарские национальные блюда», «Татарские народные обычаи»,
«Труд взрослых», «Достопримечательности г. Казани». Подготовила альбомы «Народное
творчество», «Национальные костюмы народов России» — по вырезкам из журналов,
«г. Красноярск», «г. Москва» — по открыткам. По фотографиям детских постановок
сказок Г. Тукая «Шурале» и «Су анасы» сделала книжки. По снятым мною фотографиям
сделаны альбомы «Сабантуй в Отношинском детском саду», «Моё село», которые имеются
и в цифровом формате. Ведётся тесное сотрудничество с поселенческой библиотекой
с. Отношка, в котором находится сельский музей, по сбору исторических данных для
книги о родном селе.

С переходом детского сада в дошкольную группу МБОУ Отношинской СОШ, для детей
открылись новые возможности — дети подготовительной группы посещают занятия
«История национальной культуры», которые ведёт учитель родного языка.

Подготовка и проведение национальных праздников, использование устного народного
творчества, воспитание детей в традициях татарского народа влечет за собой
расширение кругозора у детей, получение дополнительных знаний, воспитания
патриотических чувств с дошкольного возраста.